знаменитые астрологи и астрономы
Роджер Бэкон

Роджер Бэкон

Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (даты рождения 1214 и смерти 1292 не точные) родился в Илчестере (графство Сомерсет). Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах (магистр искусств, 1241). До 1247 г. преподавал в Парижском университете. В 1250 г. Бэкон возвратился в Оксфорд, где преподавал в университете; вероятно, в это же время он вступил во францисканский орден. Слава Бэкона быстро распространилась в Оксфорде, хотя она несколько омрачилась подозрениями в занятиях чёрной магией и в отступничестве от догматов истинной церкви. Около 1257 г. генерал ордена Бонавентура запретил лекции Бэкона в Оксфорде, приказал ему оставить город и отдал его под надзор ордена во францисканский монастырь в Париже. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus) и «Третий труд» (Opus tertium); эти трактаты явились подготовительными работами к задуманной им обширной энциклопедии наук. В 1268 г. Бэкон получил разрешение вернуться в Оксфорд, где продолжил свои занятия науками. В 1278 г. за сделанные им резкие нападки на невежество и порочность духовенства и монахов был обвинён в ереси и заключен в тюрьму; освобождён в 1292 г.

Р. Бэкон активно занимался алхимией, астрологией и оптикой; пытался внести в алхимию элементы науки. Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т.п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине, предвосхитив в некоторой степени идеи Парацельса. Поскольку Р. Бэкон был одним из первых, кто упоминал о порохе (в письме, написанном в 1247 г.), долгое время считался его изобретателем. В 1260 г. указал, что горение тел в закрытых сосудах прекращается из-за отсутствия воздуха.

Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний – мистический «озарение» и внешний). Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука, и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др.). Разработал проект утопической сословной республики, в которой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования.









Гипатия и тайны астролябии

Автор раздела: По материалам ин-та

Дата публикации: 2014-11-08

Фрагмент фрески работы Рафаэля "Афинская школа",
с Гипатией.

Считается, что Гипатия родилась в период между 355 и 370 годами. Она была дочерью известного древнегреческого ученого Теона Александрийского, который был управителем Александрийской библиотеки - крупнейшей библиотеки древности. Теон преподавал астрономию и математику, до нас дошли "Начала" Евклида в редакции Теона, снабжённые его комментариями.
Гипатия получила образование под руководством отца и стала самостоятельно заниматься преподаванием в Александрии. Младший современник Гипатии, церковный историк Сократ Схоластик писал о ней:
"Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому желающие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей". Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в Александрийскую школу, где заняла одну из ведущих кафедр — кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля; также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли. Ее ученик, Теон Александрийский, оставил после себя копии заметок по использованию астролябии.
С 395 года Египет становится Византийской провинцией, управляемой императорским префектом. Александрия - третий по величине город империи (после Константинополя и Антиохии). Поскольку большинство населения Александрии в то время составляли христиане, большим влиянием в городе пользовался Александрийский патриарх. Язычество и христианские ереси разъедали единство Византийской империи, которая к тому же находилась под угрозой падения от нашествий варваров, поэтому в 391 году император Феодосий своим указом запретил отправление всех языческих культов. В Александрии под управлением патриарха Феофила началось разрушение языческих храмов, что вызвало столкновение между язычниками и христианами. Вероятно, в этот период была полностью уничтожено хранилище языческой мудрости - Александрийская библиотека. Сейчас считается, что Гипатия в конфликте язычников и христиан сохраняла нейтралитет, т.к. среди её учеников были представители обоих религиозных лагерей.
412 году умирает патриарх Феофил и его место в результате внутри церковной борьбы занимает Кирилл - племянник Феофила. Кирилл стремится к полноте власти в Египте и решительной рукой устраняет всех недовольных, опираясь на верных ему людей - монахов из Нитрийской пустыни и парабаланов (христианская община, члены которой добровольно ухаживали за больными и хоронили умерших от болезней, в надежде таким образом принять смерть во имя Христа). Кирилл успешно борется с еретиками и иудеями: церкви последователей Новациана (римский антипапа в 251—258 годах) были закрыты, а их имущество конфисковано, иудеи были изгнаны из Александрии и у Кирилла остаётся только помеха в борьбе за абсолютную власть в Египте - императорский префект Орест, ученик Гипатии. Однажды толпа сторонников Кирилла преградила путь колеснице Ореста и принялась оскорблять префекта, обвиняя его в язычестве. Поводом для слухов, что префект принял язычество, стали его симпатии к Гипатии. Защищаясь от брошенного обвинения, Орест сообщил монахам о том, что был крещен константинопольским патриархом Аттиком. Поскольку Аттик был союзником Иоанна Златоуста, противника Теофила (дяди Кирилла), то слова Ореста еще больше разъярили толпу. Противостояние кончилось тем, что один из монахов, Аммоний, бросил в Ореста камень, который попал префекту в голову. Аммоний был схвачен стражей и подвергнут пытке, от которой скончался. Кирилл провозгласил Аммония святым мучеником, за что патриарх подвергся критике со стороны умеренных христиан.
Поскольку противостояние напрямую с Орестом закончилось для Кирилла безуспешно, патриарх решить убрать с пути самого известного в городе союзника Ореста - Гипатию. По городу пошли разговоры, что именно она выступает против примирения патриарха и префекта, а потом появился новый слух: Гипатия якобы практикует черную магию. Слухи достигли желаемого Кириллом результата: мартовским днём 415 года толпа напала на Гипатию, вытащила её из повозки и потащила в церковь. Разодрав на Гипатии одежду, христианские фанатики убили ее черепками битой глиняной посуды. Расчленив мёртвое тело, они сожгли его.
Смерть Гипатии возымела свой эффект: после этого история умалчивает об Оресте. Кирилл сделался полновластным хозяином в Египте. После смерти Кирилл был признан святым. В "Житии святого Кирилла Александрийского" смерть Гипатии представлена совершенно иначе, чем было на самом деле: "В Александрии проживала одна девица, по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она была женщина верующая и добродетельная и, отличаясь христианской мудростью, проводила дни свои в чистоте и непорочности, соблюдая девство. С юности она была научена своим отцом Теоном философии и настолько преуспела в любомудрии, что превосходила всех философов, живших в те времена. Она и замуж не пожелала выйти отчасти из желания беспрепятственно упражняться в любомудрии и изучении книг, но в особенности она хранила свое девство по любви ко Христу". Убили ее "ненавидевшие мир мятежники". Нитрийских монахов, согласно житию, в городе тогда не было. Узнав о происшедшем, они "исполнились скорби и жалости к неповинным жертвам мятежа" и, придя в Александрию, чтобы защитить Кирилла, забросали камнями колесницу префекта. Существует и другая версия гибели Гипатии, которую выдвинул Ари Алленби, который считает, что Гипатию убили не в 415, а в 416 году из-за конфликта по вычислению точной даты наступления Пасхи 417 года.
В соответствии с современной формулой, Пасха выпадает на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, т.е. полнолуние должно случиться или в сам день или вскоре после дня Весеннего равноденствия. Однако неизвестно, когда это определение было принято - все, что есть в наших руках, это церковные календарные таблицы четвертого - пятого веков. Римская церковь вычисляла Пасху исходя из 84-летнего цикла, а Александрийская - по 19-летнему календарю. Между двумя традициями существовали дополнительные разногласия: если первое весеннее полнолуние выпадало на субботу, то Александрийская церковь праздновала Пасху на следуюший день, а вот Римская церковь задерживала Пасху на неделю, до следующего воскресенья.
Александрийская церковь была признана в 325 году Никейским Собором экспертом по датированию Пасхи (возможно, из-за практического "Синтаксиса" - знания знаменитой книги Клавдия Птолемея). Ари Алленби считает, что путём астрономических наблюдений Гипатия выяснила, что весеннее равноденствие выпадает на гораздо более раннюю дату (16 или 17 марта), чем принятое 21 марта. Об этом Гипатия сообщила префекту Оресту. Сообщение префекта в Константинополь могло подорвать доверие к Александрийской церкви в вопросе вычисления дня Пасхи и поэтому Гипатия была убита.
В 2009 году был выпущен испанский фильм "Агора", где роль Гипатии сыграла Рэйчел Вайс. Хотя, как уже сказано ранее, мы не можем ничего знать о научных взглядах Гипатии, в фильме она показана как убежденная сторонница гелицентрической системы Аристарха Самосского и создательница теории об элиптических орбитах планет. Фильм "Агора" вызвал шквал критики со стороны христиан, однако даже в христианской среде нашлись те, кто не воспринял фильм как антихристианский. Например, священник из Нью-Йорка Филипп Грей отметил, что христиане, которые узнали себя в фанатиках и убийцах из фильма, нуждаются в серьезном самоанализе. Гипатия, показанная в фильме, по мнению Грея, выглядит большей последовательницей христианства, чем её гонители, а финальная сцена, где Гипатия спокойно идет на смерть, вызывает ассоциации с путём Христа на Голгофу.

Гипатия изобрела и усовершенствовала несколько приборов:
астролябию – прибор для измерения координат небесных тел;
планисферу – изображение небесной сферы на площади, по которой можно вычислять восход и заход небесных тел;
ареометр – прибор для измерения плотности жидкости;
дистиллятор – прибор для получения дистиллированной воды.
После смерти Гипатии, и после падения Римской Империи Европа "потеряла" астролябию. Большинство найденных древнегреческих текстов были переведены на арабский. Позже их перевели на латинский, и тогда астролябия была вновь представлена подавляющему большинству европейцев.
Имя Гипатии занесено на карту Луны.
в честь Гипатии назван астероид (238) Гипатия, открытый в 1884 году.

Рэйчел Вайс в роли Гипатии, в фильме "Агора" 2009г.



Уже в Х веке арабский ученый ас-Суфи написал подробный трактат, состоящий из 386 глав, в которых он перечислил 1000 способов применения астролябии. С помощью этого инструмента было возможно: С помощью наблюдений звезд и Солнца через специальный визир определять широту места, направления на разные города (в основном для вычисления направления на Мекку), определять время суток, определять звездное время;
Определять моменты восхода и захода светил, т.е. начала и окончания дня, а также моментов восхода звезд, а если имелись эфемериды, то и планет; определять восходящие и заходящие градусы эклиптики, т.е. асцендент и десцендент, строить дома гороскопа;
Пересчитывать эклиптические координаты звезд или Солнца в горизонтальные (т.е. определять их высоты и азимуты);
Решать чисто земные задачи, типа измерения глубины колодца или высоты земного предмета; а также вычислять тригонометрические функции (синусы, косинусы, тангенсы, котангенсы).
Делать преобразования между тремя системами координат — экваториальными (прямое восхождение и склонение), эклиптическими (долгота, широта) и горизонтальными (азимут, высота).
В то время арабского мира время днем измерялось с помощью солнечных часов, а ночью — водяных или песочных. Астролябия позволяла производить сверку этих часов. Для этого необходимо было днем наблюдать высоту Солнца, а ночью — одну из ярких звезд, нанесенных на "пауке" астролябии. Интересное устройство на основе все той же астролябии, которое можно назвать прототипом механических часов, было разработано известным арабским ученым Аль-Бируни. Он предложил схему астролябии, которая автоматически показывала взаимное расположение Солнца и Луны, т.е. лунную фазу.
Так, что астролябию можно считать "компьютером" средневекового астролога.


Просмотров: 1865

footer